История
церквей Константиновки и района – одна из самых интересных страниц и, одновременно, одна
из самых малоизвестной как горожанам, так и историкам. Сложность работы над
этой темой заключается в малочисленности источников. Многие из них канули в
Лету, другие - ещё где-то ждут своего
часа.
"Истину не пожинают.
Истину подбирают зернышко за зернышком,
и она становится вашим достоянием
и кладом для Вас"
Под
сенью креста: Во имя Великомученика
Георгия
Не говори: «Отчего это прежние дни лучше
нынешних?»,
потому, что не от мудрости ты спрашиваешь об этом.
(Книга Екклезиаста. VII, 10)
Одно из самых старинных церковных
сооружений, сохранившееся до нашего времени,
находится в селе Александро-Шультино, в 5 км. от города Константиновка. Это Георгиевский храм начала XIX века, созданию которого поспособствовал сам выдающийся генерал Пётр
Степанович Котляревский. Единственное архитектурное
наследие, сохранившиеся
от пребывания в нашем крае знаменитого полководца.
Слава
генерала Петра Котляревского в Российской империи была не меньшей другого легендарного
полководца - Суворова. Долгие годы Котляревский расширял границы Империи, в течение 20 лет принимая участие во всех
знаковых сражениях на Кавказе.
Самая
громкая его победа – у реки Аракс, где его отряд в 2 тысячи человек разбил
30-ти тысячную армию принца Персии, а потом этой же группой взял неприступную
годами крепость Ленкорань. Стараниями Котляревского Российская империя
завоевала нынешнюю территорию Грузии и Азербайджана, был открыт выход к Каспийскому морю.
Очерк о боевой деятельности и жизни генерала "Его называли "Кавказкий Суворов"" написал в 2008 году донецкий краевед В.П. Стёпкин.
Котляревский был близко знаком с двумя
императорами: Александром I и Николаем I. Заслужил ордена Святого Георгия 2, 3 и 4 степени. Пушкин
в своей знаменитой поэме «Кавказский пленник» посвятил Петру Степановичу отдельные
строки.
После битвы при Ленкорани, получив
несколько ранений, генерал вынужден уйти в отставку и в 1814 году приобретает
небольшое имение Александрово в Бахмутском уезде. Долгое время живёт здесь, а
затем уезжает в Крым залечивать, дававшие о себе знать, старые боевые раны.
В книге В. Стёпкина приведены так же интересные подробности и новые факты, связанные с пребыванием Котляревского в нашем крае.
В
1818 году в его деревни Александрово по ревизии состоит 184-е души крестьян мужского пола. Из
воспоминаний современника, которому довелось побывать у Котляревского, следует,
что деревня расположена на двух противоположных покатостях гор и разделяется
протокой вползающей в реку Торец. Каменный господский дом с галереею в верхнем
этаже выстроен со всею правильностью новейшей архитектуры, при нём два флигеля.
Один из флигелей занимал отставной полковник Шультен, сослуживец генерала, в
непосредственном распоряжении которого состояло всё имение Котляревского.
Перед лицом дома, обращённого на север,
раскинут живописною картиною сад обтекаемый протокой, а на левой стороне его в
60 саженях каменная церковь с такою же колокольней.
Георгиевский храм заложен, по одним
источникам, 29 июля 1822 года с благословения архиепископа Иова и освещённый
протоиреем Фёдором Савиновым 10 сентября 1829 года.
Церковь
построена из камня, имеет красивый и гармоничный вид, как внешний, так и внутренний. Лепнина на фризах
частично восстановлена по сохранившимся фрагментам. Была живопись под куполом - изображены
четыре евангелиста - к сожалению, не подлежащая реконструкции.
Современный вид церкви несколько отличается
от первоначального. Колокольня была
разрушенная при советской власти. Однако, так как над могилой своей жены в
имении Капитольское ( под городом Изюмом ) Котляревским была выстроена практически
идентичная в архитектурном плане Свято-Варваринская церковь (1823 год), то
можно представить и вид Георгиевского храма с колокольней.
(sobory.ru)
Будучи первым священником, вероятно, не официальным, с 1829 года в храме служил отец
Котляревского. Обитал в одном из флигелей при усадьбе генерала. После кончины похоронен возле
церкви, в которой вёл службы до 98 -летнего возраста.
Приход
церкви составляли окрестные деревни: Иванополь, Перещепное, Предтечино и
Петровка. Общее количество прихода в
начале 20 века насчитывало 190 дворов. С количеством жителей мужского пола –
760 человек и женского - 695 человек.
В
начале XX-го века также значатся следующее сведения. Церковь
однопрестольная. Церковно-приходское попечительство есть, с адресом в городе
Бахмуте. В штате претча значился священник и псаломщик. Дома и земля имеются.
В 1908 году священником числится Дмитрий Николаевич Оболенский, 29
лет. Окончил курсы Воронежской духовной семинарии, диакон с 1901 года, в 1903
году ставший священником и в сей же год начавший свою деятельность на этом
поприще в Георгиевского храме. Женат, имеет двоих детей.
Место
псаломщика на то время было праздно. Видимо, предыдущий псаломщик скончался, так как упоминается
вдова псаломщика - Стефанида
Крещановская, 42 лет, в семействе у неё шестеро детей возрастом от 1 года до 20
лет. стеро с ним связанных.квей и приходов, входящих в
орбиту современного города.Константиновки. у неё еем Фёдором Савиновым 10 с
Точно
пока не установлено, однако по воспоминанием сторожил, при храме велось обучение. По всей видимости, в селе действовала школа - сохранилось уникальное здание, в котором она находилась.
Здание выстроено из камня, довольно
внушительных размеров, интересно в архитектурном плане. Внутри имеются
массивные деревянные перекрытия.
В
советское время долгое время использовалась как школа. Сейчас, как видно, находится
в удручающем состоянии.
Что интересно, по некоторым воспоминаниям сторожил, службы в церкви были и в 50-е годы. В начале 60-х церковь закрыли. Использовалась как зернохранилище, склад с/х химикатов. Вероятно, также какое-то время служила кинотеатром.
Сейчас церковь реконструирована и функционирует.
Далеко ещё не все загадки старинного храма раскрыты.
НОВОСЕЛЬСКИЙ А. М.
Надеемся на помощь и сотрудничество горожан в воссоздании истории церквей Константиновки – если Вы владеете какой-либо
информацией, фотографиями или документами – обратитесь в городской
краеведческий музей. Эта страница истории духовности города не должна бесследно
исчезнуть.
Источник: http://Новосельский А. М. |