Суббота, 24.06.2017
Вся правда о Константиновке         Первый.Некоммерческий.Уютненький.


обро пожаловать!

У нас читают

Стеклоград: история одного города [31]

Праздники Украины




                                 

Главная » Статьи » Стеклоград: история одного города » Стеклоград: история одного города

Заглохшие в вечности: Лёгкий танк Т-70

Заглохшие  в вечности:  ЛЁГКИЙ ТАНК Т-70
(цикл памятники Константиновки)

    Осень 43-го года. 5 и 6 сентября на окраинах и улицах Константиновки громыхают танки.  Из танковых частей город и район освобождали 135-я, 3-я и 39-я танковая бригады 23-го танкового корпуса. С советской стороны в столкновении с оккупантами участвуют Т-34 совместно с "братьями меньшими" - лёгкими танками Т-70. В честь освобождения в сквере им. Шевченко как памятник установлен  именно Т-70. Что  само по себе является редкостью, стоит отметить, на территории Донбасса этой модели танка больше не встретишь. Не много их и в целом по Украине.  


  Т-70 - второй (после Т-34) по количеству выпущенных танков в СССР. И последний из лёгких танков, выпускающихся серийно. Однако к концу Отечественной войны количество Т-70 в войсках было совсем невелико.


  Легкий танк Т-70 стал результатом глубокой модернизации танка Т-60. Основой модернизации было требование заказчика усилить бронирование и вооружение легкого танка и увеличить экипаж до 3-х человек. И в первую очередь, фронту был необходим лёгкий танк с 45-мм пушкой.

   Принципиальная компоновка Т-60 сохранилась и на новой машине. Вдоль правого борта тандемом установили 2 шестицилиндровых двигателя ГАЗ-203, общей мощностью 140 л. с. Место механика-водителя размещалось по центру, а башня была смещена влево.


     Недостатком Т-70 была тесная башня, в которой втиснули 45-мм пушку образца 1938 года и спаренного с ней 7,62 мм пулемёт ДТ. В башне оставалось место только для одного танкиста, которому приходилось совмещать функции командира танка, наводчика и заряжающего. Главным недостатком Т-70 была функциональная перегруженность командира, который выполнял также обязанности наводчика и заряжающего. Эксперименты в 1942 году по созданию Т-70 с двухместной башней не увенчались успехом. В итоге, Т-70М (модернизированный), до конца производства выпускался со «старой башней» от Т-70.

   Скорострельность пушки составляла 7–12 выстр/мин (по факту реальная скорострельность не превышала 7 выстр/мин). После производства выстрела бронебойным снарядом гильза выбрасывалась автоматически. При стрельбе осколочным снарядом из-за меньшей длины отката пушки открывание затвора и извлечение гильзы осуществлялось вручную.   

   Пройдя испытания, Т-70 был принят на вооружение постановлением ГКО №1394сс от 6 марта 1942 года. Некоторое время выпуск шёл параллельно с выпуском Т-60.

     В 1942 году всего выпустили 4883 танка Т-70. В 1943 году выпустили ещё 3343 машины, прежде чем сборку прекратили в октябре 1943 года. Всего было выпущено 8226 (8321) танков Т-70 и Т-70М, причем последних — около 5000 ед., то есть более 60%. До наших дней этих машин сохранилось совсем не много.


     С 1943 года легкие танки для Красной Армии выпускал только ГАЗ (головное предприятие). Уже 28 августа 1943 года Сталин подписал постановление ГКО, согласно которому с 1 октября 1943 г. ГАЗ  прекращал производство Т-70М И переходил на серийное производство самоходно-артиллерийской установки СУ-76М.

      Т-70 и его усовершенствованный вариант Т-70М состояли на вооружении танковых бригад и полков, так называемой «смешанной организации», совместно с Т-34. После перевода штатной организации бригады на «однородный» состав Т-70 и Т-70М использовались, в основном, как командирские машины в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах СУ-76. Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях и разведывательные подразделения. Т-70 принимали участие в боевых действиях вплоть до окончания Великой Отечественной войны.


     Летняя кампания 1942 года выявила недостаточную огневую мощь и бронирование Т-70. Пиком боевой карьеры легкого танка Т-70 стала битва на Курской дуге, после чего его «звезда» стала стремительно клониться к закату. В ходе этого грандиозного сражения стало окончательно ясно, что эффективность легких танков в открытом бою близка к нулю, хотя следует отметить, что в процентном соотношении потери Т-70 были меньше, чем, к примеру, потери Т-34. Связано это было с тем, что Т-70 старались использовать во вторых эшелонах атакующего боевого порядка.

    Конечно, возможности Т-70 по борьбе с танками противника были весьма ограничены. Для тяжелых «Тигров» и «Пантер» он вообще фактически не представлял никакой опасности. Тем не менее, в руках хорошо обученных и имеющих боевой опыт танкистов даже Т-70 был грозным оружием


 

  Немецкая характеристика Т-70: легкий танк, годный лишь для проведения разведки, часто используется в роли курьера и для доставки боеприпасов на поле боя. Быстрая,  мобильная машина с минимальной боевой ценностью, легко выводится из строя». Некоторое количество трофейных Т-70 и Т-70М применялись частями вермахта под обозначением Panzerkampfwagen Т-70(r). Точное количество этих машин неизвестно, но вряд ли их было больше 40-50 штук. Чаще всего эти танки использовались в пехотных дивизиях и полицейских частях. Кроме того, довольно много Т-70 со снятыми башнями использовались в противотанковых частях вермахта для буксировки 50-75-мм пушек, башни танков устанавливали на бронепоездах.

   Интересный факт.,  в ходе боев экипажи Т-70 использовали и такой прием, как таран вражеской техники. Причем его применяли не только против автомобилей, бронемашин или бронетранспортеров, но и против танков противника.

    Известен случай, когда Т-70 пошли на таран 100-го батальона огнеметных танков вермахта (Panzer-Abteilung (Flamm) 100), имевшем на вооружении огнеметные танки Pz.II Flamm и обычные Pz.II. Т-70 при массе в 10 тонн мог без труда протаранить танки этого батальона, а учитывая отсутствие на огнеметных машинах пушечного вооружения сделать это было не так уж и сложно.



   135-я танковая бригада, главный участник танкового прорыва в Константиновке, танки Т-70 (как и Т-34), получала с июня по июль 1942 года непосредственно в Горьком, где находилось головное предприятие по выпуску танков Т-70.

    Видимо, не сохранилось воспоминаний танкистов этой бригады, воевавших именно на лёгких боевых машинах. В целом, в имеющихся воспоминаниях ветеранов 135-й бригады не так много информации непосредственно о самих танках Т-70, характеристик  и оценок их боеспособности. 

    Так, в частности, бывший командир танко-десантной роты 135-й танковой бригады упоминает один из случаев боевого применения Т-70: «...зимой 1943 г. у ст. Глубокая… утром разведчики сообщили что по дороге двигается обоз противника. Ком. бригады приказал перехватить обоз и доставить на станцию. Для выполнения задания был назначен  старший лейтенант Гаркуша на танках Т-34 и Т-70 и пять автоматчиков вместе со мной …". И несколько позже тогда же проишествие: "Мы буксировали за собой подбитый танк Т-70, и когда спускались на настил через речушку Глубокая, танк Т-70 пошёл ко дну, потащив за собой Т-34. Всем нам пришлось искупаться в ледяной воде».

      Капитан в отставке Смирнов А.М., ветеран 135-й, пишет «В условиях суровой зимы, бездорожья, отсутствия переправ  на  реках, бригада провела 500-километровый марш... Движение, с целью маскировки, проводилось только в ночное время. Это создавало большие трудности для механиков-водителей танков. Подобного опыта зимнего ночного вождения танков бригада не имела. В результате этого, почти половина танков вышла из строя и они оставались на всём протяжении маршрута движения».

       Э. Шахназаров вспоминает о применениях танков в Константиновке и районе: «Ещё шли бои за Артёмовск, меня и старшего лейтенанта Чиркина вызвал комбриг Безнощенко и приказал на 3 танках Т-70 с 12-ю автоматчиками прорваться к городу Константиновка и зацепиться на окраине. Приказ был выполнен в ночь на 6 сентября 1943 года. Стычка была короткой. На первой улице мы заняли круговою оборону и доложили об этом комбригу. После этого получили приказ захватить мост через Торец. Однако взять его не успели, так мост немцы взорвали. Вся бригада вошла в Константиновку, когда левая часть города была уже в наших руках, а правая – у противника… Это было 6-го сентября. Утром мы форсировали реку вброд и начали наступление на район больницы – самый укреплённый в этом районе пункт. В это время меня вызвал комбриг Безнощенко и приказал на танке Т-70  с двумя ручными пулемётами и одним станковым прорваться в тыл противника и перекрыть дорогу, выходящую из Константиновки на Красноармейск.

      Мы двинулись в направлении на 9-е отделение совхоза. По пути мы обстреляли одну зенитную пушку, расчёт которой был уничтожен. Левее, в долине, был крупный обоз противника. В девятом отделении совхоза находилось три крупнокалиберные пушки. С ходу мы обстреляли расчёт этих пушек, повернули налево и по высокому бурьяну вышли к дороге Константиновка-Красноармейск.

      По  дороге в это время отступала немецкая колонна из множества машин. Об этом было доложено комбригу. Он выслал по нашему следу три Т-34… Эти прибывшие три танка сыграли большую роль в освобождении Константиновки. По приказу комбрига танки начали в упор расстреливать немецких артиллеристов Боясь окружения, немцы  начали паническое отступление. Четыре танка начали утюжить окопы противника …»

    Существует версия, что танк в Константиновке, установленный в качестве памятника, использовался как командирский и принадлежал самому комбригу М. Безнощенко. Однако эта версия ни чем не подтверждена.  Можно так же предположить, что этот танк был повреждён или по другим причинам оставлен в городе в сентябре 1943 года..

    В воспоминаниях ветеранов танковой бригады, Михаил Захарович всё чаще ездил на «Виллисе». Так  сержант 135-й танковой бригады Б. Д. Белозёров вспоминает: «Его автомашину «Виллис» можно было видеть на поле во многих танковых сражениях". Это упоминается и при освобождении Константиновки: "С приходом танков левая сторона города по реке Кривой Торец была полностью очищена от немцев. Не теряя времени, сапёрным взводом под прикрытием танков, в короткий срок была наведена переправа через реку. По ней на противоположный берег прошли танки, вслед за ними наш бронетранспортёр и автомашина "Виллис", в которой находился командир бригады М. З. Безнощенко... ".

    Видимо,  были и ситуации, когда комбриг передвигался в танке. В частности, из воспоминаний того же сержанта Б. Белозерова  известен такой случай: «Михаил Захарович лично возглавил продвижение трёх машин к Днестру в направлении Тирасполя. Два танка подорвались в пути на минах, а танк, в котором находился Михаил Захарович и с ним было несколько десантников, поздним вечером вошел в город Тирасполь …».

 

(Использованные источники и литература:  М. Свирин, М. Коломиец, М. Барятинский, воспоминания ветеранов 135-й танковой бригады)

 Новосельский А.

                                                                          Смотрите так же:



Источник: http://Новосельский А. М.
Категория: Стеклоград: история одного города | Добавил: konstantinovka (31.07.2011) | Автор: Новосельский А. М.
Просмотров: 4051 | Рейтинг: 5.0/10 |
Поделиться
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Наш опрос

Какой год считать датой рождения Константиновки:
Всего ответов: 250
Мини-чат
Статистика

На ВПК онлайн : 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода в Константиновке

почем валюта?

Последние комментарии

Хороший прикол с велосипедом. Видимо, в Европу на ...

Понравился снимок с велосипедом. Это, видимо, в Ев...

Ну ти, друже, чуть не увесь мій фейсбук сюди запхн...

Из всех перезагрузок ничего хорошего не будет.Каки...

Правильно,админ.Все они одним миром или элем мазан...

Чай уже купил, под следующие выборы приеду, вручу....

Cпасибо за коммент, содержащий экономическую оценк...

Админ пытается донести, что сила ночи, сила дня - ...

 

Последние объявления

[19.06.2013][Реклама, оформление]
Рекламное агентство полного цикла "Клад" (0)
[17.05.2013][Фото, видео съемка]
Свадебная фото/видеосъемка Константиновка (0)
[12.03.2013][Разное...]
Святогорск отдых в детском лагере Чкалова (0)
[02.01.2013][Ремонт]
Ремонт и реставрация ванн в Константиновке (1)
[27.11.2012][Комплектующие]
Куплю модем 3G Huawei Е1550 Е171 или Е173 (2)

Copyright MyCorp © 2017

24.06.2017