Так случилось, что сегодня имя Марии Мерецкой мало известно. И если люди старшего поколения еще помнят эту удивительную женщину, то молодежь затруднится сказать, чем же она заслуживает внимания. А ведь Мария Ивановна прославила не только родной город, но и весь Донбасс.
- 30-е годы - особые в жизни Константиновки, - рассказывает научный сотрудник музея истории Юлия Азарова. - Это было время становления и развития отечественной авиации.
В 1932-м городе появилась летно-планерная школа. Попасть на учебу было непросто: шел строгий отбор. Принимали только по комсомольским путевкам выходцев из семей рабочих и крестьян, причем ударников и новаторов. Вскоре стеклоделы, слесари, токари, фрезеровщики, металлурги без отрыва от производства стали покорять воздушное пространство.
У истоков создания аэроклуба стояла талантливая летчица Мария Мерецкая. Родилась она 19 августа 1915 года в селе Красное Артемовского района в семье рабочего огнеупорного завода в Часов Яре. Отец в гражданскую войну партизанил и сложил голову в боях в 1919-м. Маша вместе с мамой в том же году переехала в Константиновку. Окончила три школы - обычную, а также фабрично-заводского обучения химзавода и ту самую, летно-планерную, которую в 1934 году преобразовали в аэроклуб (3 августа на его открытие приезжал прославленный пилот - один из первых Героев Советского Союза Сигизмунд Леваневский).
Девушка мастерски освоила пилотирование самолетов и планеров, поэтому ее назначили командиром звена, зачислив в состав Военно-Воздушных Сил Красной Армии. Поднимала на крыло начинающих пилотов и в Кировограде.
- Мария лично подготовила более двухсот летчиков. Восемь из них впоследствии были удостоены звания Героя Советского Союза за боевые подвиги во время войны, в том числе и за освобождение Донбасса, - сообщила Азарова.
Аэроклуб за довоенные годы подготовил почти шестьсот пилотов и техников. В 41-м его расформировали, а курсанты ушли добровольцами на фронт.
Все инструкторы стали боевыми пилотами. Мария с 1941-го по 45-й находилась на фронтах Великой Отечественной войны в качестве летчика-перегонщика авиаотряда специального применения. Он находился на особом учете в Наркомате обороны и в Наркомате авиапромышленности. Пилоты там имели высокую квалификацию. Они перегоняли на фронтовые аэродромы новую технику, и ответственность несли серьезную.
Наша землячка награждена боевыми орденами и медалями. Уволена с летной службы по ранению.
- А дело было так, - пояснил ее сын Валерий Матвеевич - многолетний руководитель производственного объединения «Автостекло». - Мама рассказывала, что она перевозила через линию фронта вашего коллегу - корреспондента газеты «Красная звезда». И в какой-то момент попали в перекрестье зенитных прожекторов. Но им повезло, снаряд разорвался в стороне, не развалив, а лишь повредив машину. И серьезно ранив осколками в ногу маму. Истекая кровью, она сумела посадить машину на нашей стороне. Подбежавшие бойцы с передовой помогли им выбраться из самолета и перевязали рану.
После войны Мария Ивановна вернулась к инструкторской работе в аэроклубе и вплоть до 50-го года обучала молодежь. Затем перешла на службу в систему гражданской обороны. Вскоре ее избрали секретарем горсовета (трудилась на этом посту двенадцать лет). В 1965 году власти города назначили фронтовичку директором предприятия стеклянных и майоликовых изделий. Оттуда Мария Ивановна и ушла на пенсию, передав бразды правления молодой коллеге. Но о заслуженном отдыхе не помышляла, посвятив себя активной работе в совете ветеранов. В 1990 году удостоена звания «Почетный гражданин города», а девять лет спустя сердце летчицы перестало биться...
Сергей Маринцев. Фото из семейного архива. donbass.ua |