Сантуриновка: Заселение (по материалам земской статистики)
«История – таинственная мастерская Бога» Гёте
Одним из первых поселений на территории нынешней Константиновки является владельческая деревня с редким для местности названием - Сантуриновка. Деревня Сантуриновка заселена около 1812 года помещиком Номикосовым, на земле купленной от Четверикова. Во второй половине ХVIII века одними из самых богатых купцов Бахмута значатся Иван, Фёдор и Андрей Четвериковы. Существуют предположения, что именно в их честь носил имя Четвериков переулок в выше упомянутом городе.
Деревня находилась при речке Кривой Торец в 24 верстах от уездного города (Бахмута) по правую сторону тракта Бахмут-Екатеринослав.
Первое месторасположение деревни Сантуриновка
(на современной карте)
Сантуриновка заселена крестьянами в числе 20 семей, купленными у наследников Каменских, в Корочаевском уезде, Курской губернии. По поводу переселения крестьяне рассказывали, что прежде, чем переселиться, они приходили сюда для производства посева, постройка же хат производилась после переселения и шла с весны до осени; всё время, пока своих домов ещё не было, жили в 3 хатах оставленных прежними владельцами земли. Кто же жил здесь прежде – казаки (смотрите План... 1768 года ; Запорожская маетность ... ), люди Четверикова или …? – ещё предстоит выяснить.
Течение Кривого Торца довольно извилисто. Долина речки представляет ряд низменностей, лук, местами круто переходящих в возвышенности. Одна из таковых особенно широких низменностей тянется от деревни Сантуриновка до впадения в Казённый Торец. Песок сносится сюда с ближайших возвышенностей, состоящих из горных пород – песчаника и известняка, разрушаемых влиянием атмосферных деятелей.
По берегам Кривого Торца встречаются глинистые места. Глина использовалась в хозяйстве, в частности, как строительный материал. Также при деревне Сантуриновке значатся каменистые обнажения в виде целых групп. Жители занимались выделкой из местного камня мельничных жерновов, молотильных катков, плит для лестниц и других предметов. В Константиновском краеведческого музее выставлено несколько из таковых предметов.
Преобладающие слои подпочвы в волости - глина, местами камень и песок. Песчанистый чернозём встречается в виде островов. Чем же привлекательно место, где возникла Сантуриновка? Во-первых. Почва здесь чернозёмная с богатым содержанием минеральных веществ, образующихся, как отмечалось, с близ лежащих возвышенностей. Во-вторых. Весной Кривой Торец переполнялся от дождей и таяния снега. Речка выходила из берегов, затопляя низменность грозными потоками. Проезд и сообщение делаются затруднительными, а местами совсем невозможными. Сантуриновке в это время грозит опасность затопления и разрушения жилищ, что не редко и происходит. Вследствие этого деревня вынуждена переселяться на возвышенные места. Однако такие затруднения стоят результата. Так переполнение водою каждой балки, каждой ямы продолжается недолго. В конце апреля и начале мая вода спадает, многие затопленные места высыхают и покрываются густой травой. Отсюда главное – места эти считаются самыми лучшими сенокосами в уезде. Землёю крестьяне пользовались в неограниченном количестве: «помещик укажет, бывало, лишь сторону, где должны косить сено, а мы, вместо раздела между собою, захватим (каждый) по столько, что не видим и не слышим друг друга, и косим сколько силы хватит». Обработка земли в первый раз была произведена сохами, так как плугов и волов крестьяне не имели. На помещика работали 3 дня в неделю, при чём не воспрещалось высылать на барщину вместо себя наёмных работников. Указано, что при хороших урожаях того времени, крестьяне безбедно жили; многие имели по две пары волов, а неимущим, во время рабочей поры, помещик давал своих волов на 1-2 дня; хлеба было довольно, избыток его продавали и меняли на яблоки заезжим землякам из Курской губернии.
Современные виды на месте первого расположения деревни Сантуриновка
С Вами интересно вести диалог. Надеюсь, Вы будите принимать участие и в дальнейших обсуждениях на тему истории города. Насчёт правды - правда всегда у всех разная. Тому миллионы примеров. Такой наглядный: крестоносцы убивая арабов, думали, что правы; арабы, убивая крестоносцев, думали, что правы они. В истории главное стараться придерживаться принципа исторической объективности - это, так сказать, правда над правдами. Что касается непосредственно истории города, всего действительно узнать нельзя, но многое прояснится. "Копать" в истории Константиновки , Вы правы, ещё действительно много. Жизни Сантуриновки после 1861 года в ближайшее время предстоит отдельная работа. Ваши взгляды будут учтены. Насчёт названия Сантурин я уже высказывал свою версию в печати. Теперь публикую здесь. Надеюсь, Вас заинтересует.
"…Отвергнув земные и плотские заботы, станем на Святой земле: каждый создав свою личную Святую землю, достигнув сего путем добродетели и тяготения к Богу, чтобы нам возыметь дерзновение, когда Бог придет во свете и, притекши к Нему, воссиять и вечно пребывать с Ним, озаренными во славу Трисолнечного и единственнейшего Сияния ныне и присно и во веки веков. Аминь" (Свт. Григорий Палама. Из Слова на Преображение Господне). Прочтите Афонский патерик. Священник отец Илларион очень почитал учение отца Григория и в молодости посетил Афон. Сантурин или Сантурине греческий остров, где произошло чудо. Мнения могут быть разными, но что правильно?.. Можно размышлять об итальянских корнях названия –san-turino,но единственным историческим созвучием есть именно остров Сантурин. То, что все началось в районе химзавода, считаю верным, так как там стояла первая в деревне нашей церковь, впоследствии построенная из камня и уничтоженная красными “кхмерами”. Оттуда пошло название “шанхай”- слободка, ну та, что была на месте бывшего теперь ситроцеха. Копайте - это ваш хлеб. Раскопайте о шахте, ну той, что ниже базара, возле кладбища или о том, что было на месте трамвайного кольца, на рынке…Одно есть неизменным- это то, что действительно сюда/в донецкие степи/ хлынул поток народа в поиске счастья именно после манифеста 1861 года. Именно тогда здесь нашли уголь, руду и все прочее. Именно здесь не работала “уставная грамота”. Противник реформ граф Апраксин не был задействован в наблюдении за ссыльными поселенцами, что принесло свои плоды. Поселенцам выдавали за счет казны: лопату, гвозди, мотыгу, топор и “подъемные” около пяти рублей. Почему так? Казна терпела убытки от этапирования в Сибирь или на Колыму. Расстояние в тысячи верст, а служивые, как и каторжане, и обслуга требовала расходов на содержание и их, и самой каторги. Но главным было открытие природных ископаемых и построение инфраструктуры на случай войны с турками. Конечно, кроме ссыльных хлынул поток крестьян из Курской и Орловской губернии, но разместился он в основном чуть восточнее: Горловка, Дебальцево, Ростов и южнее- Бердянск…Заканчивая дискуссию хочу сказать, что правды мы никогда не узнаем, поздно уже ее искать. То, чем занимаетесь достойно уважения. Киньте клич в местной прессе: Еще не поздно, поделитесь тем, что помните, знаете.
Благодарю за ответ. Очень интересно. Хотя вопросов больше, чем ответов. Если Вас не затруднит, можно подискутировать. А какая, по Вашему, связь между Сантурина (и что вообще Вами под этим подразумевается?) и Святым Григорием Паламой? Какой "трудовой народ" - название Сантурин ни где не встречается - только Сантуриновка. И если предположить, что такое название дал святой отец в честь Святого, то почему по всей огромной Российской империи больше нет такого названия? И главное, раз уж цитируете, укажите, если не затруднит, происхождение источника.
Политические события 1861 года подняли обманутое и озлобленное реформой правительства крестьянство. Восстания ширилось. Власть карательными мерами подавило беспорядки. Осужденных, а это свыше пятидесяти тысяч человек были приговорены к каторжным работам. По отпискам, которые шли в правительство и царю, было видно, что каторжан могло и должно было быть больше, но как советовал граф Петр Шувалов: суды знают, что труд каторжан негде было применить. Из Сибири каторжане убегали, превращаясь в бродяг, грабителей, и полиция не в состоянии была прекратить разбои. Открытие месторождений каменного угля по сведениям, поступившим в правительство Александра Николаевича, стало одной из главных причин отправки каторжан в новые земли, а также создание колоний. Но самой основной причиной заселения Дона и Донца стала предстоящая война с Турцией. Ко всем причинам существовала еще одна: «реформы» Победоносцева, что стали толчком для формирования вольницы бывших каторжан…Что касается названия Сантуриновка. Все просто. Отец Илларион освящая построенные первые мазанки, произнес: “Название сие будет Сантурина в память Святого Григория Паламы…Быть посему отныне и вовеки…” Конечно же наш «трудовой» народ добавил обычное”-овка”, и вот имеем то, что имеем….
Во-первых, выход крестьян из крепостной зависимости 1861 года и последующие реформы - совсем отдельная тема и ей будет посвящена другая работа. Во-вторых, на счёт манифеста как-то уж слишком туманно и из далека.